Медведи и вулканы
Поездка на Камчатку
4-14 августа 2008
© Елена Антошечкина

Моё самое дальнее и, на сегодняшний день, самое экзотичное путешествие. Хотя сначала, кроме удалённости, ничего не предвещало…

День 1. Дорога, Петропавловск-Камчатский

Из Москвы до Петропавловска-Камчатского самолётом 9,5 часов. Самолёт большой, ИЛ-96, относительно комфортный, хотя, конечно, тесновато. Кормят в пути дважды. Если уметь спать или читать в самолете, и не обращать внимание на детские крики и тычки ногами в спину – лететь можно. Детей на борту очень много, почти половина всех пассажиров. Из Петропавловска через Москву их везут к тёплому морю (чаще в Крым) ну и, конечно, обратно.

В аэропорту были встречены представителем турфирмы, собрали всю группу. Группа сборная – 5 москвичей, 4 латыша (двое из Риги, двое из США) и 6 туристов из Женевы. Поэтому у нас было 2 сопровождающих – Александр, экскурсовод и проводник по вулканам и Иван, переводчик.

Сразу расстроили – погода не очень хорошая, низкая облачность, туман. Такая погода стоит третий день, по прогнозам ближайшего улучшения не ожидается. Что весьма печально, у нас много экскурсий, самых интересных – обзорная по вулканам, в долину гейзеров и к медведям, на Курильское озеро - предполагают перелеты вертолетами, иначе не проехать. При низкой облачности и плохой видимости вертолеты не летают – опасно, можно удариться о сопку. У нас была программа с разбивкой экскурсий по дням, но нам сказали, что экскурсии будут подстраивать под погоду, чтобы они максимально близко соответствовали программе. А там уж – как повезёт. Скажу сразу – повезло нам не очень…

А пока доехали до города, разместились в гостинице, пошли гулять, запасшись картой.

В планах было найти заведение, где можно попробовать камчатских крабов и прочие местные дары моря. В тот раз кормильных заведений мы не нашли. Вообще не нашли ничего, напоминающее кафе или ресторан. Даже решили, что в Петропавловске вообще не развита культура питания в таких заведениях и рестораны тут только при гостиницах, для туристов. Оказалось, мы не правы. Рестораны тут есть и весьма хорошие. Только расположены они так, что их не сразу найдешь, да и снаружи не видно. Побывать в ресторане нам довелось уже в конце нашей поездки.

Город стоит на Тихом океане, на берегу Авачинской бухты.

Море, как каждое холодное море (Балтийское, Белое), практически не пахнет.

Зеленые камни. Сопки.

Вечером за ужином познакомились с группой, сопровождающими, еще раз обсудили программу и возможные корректировки.

День 2. Прогулка у подножий вулканов. Горячие источники

Утром за нами пришла машина, Камаз. Основное наше средство передвижения по вулканам и окрестностям.

Медведи и вулканы. (Камчатка)

Загрузились с вещами – из Петропавловска мы уезжали. В этот день нам предстояла обзорная экскурсия у подножья вулкана Мутновский и посещение Верхнепаратунских горячих источников на горе Горячая. По пути заехали в магазин при местном пивном заводе, налили из пивопровода пиво в пластиковые бутылки и набрали сушеной икры.

По пути к вулканам слушали рассказ о местной флоре и фауне.

Основная растительность на вулканах – ольховый стланик, низкорослый, плотно растущий кустарник. Человеку или крупному животному идти практически невозможно – по земле идти не дают тесно сплетающиеся ветки, но и по ковру из веток тоже не пройдешь, провалишься. Более известен и интересен кедровый стланик, но на самом деле его гораздо меньше, чем ольхового.

Медведи и вулканы. (Камчатка)

Из фауны, разумеется, основное внимание уделялось лососевым, разнообразием которых как раз и славится Камчатка. Рассказы о них нам предстоит слушать всё время пребывания на Камчатке.

Добрались до смотровой площадки на перевале. По утверждению экскурсовода, с нее открывается прекрасный вид на вулканы. Нам оставалось принять на веру – мы оказались в самом центре то ли облака, то ли тумана. Видами насладиться не удалось, но прогулка по хрустящим стеблям какой-то травы и кустарника в клубах тумана была очень впечатляющая. Дымка вокруг была густой, мягко обволакивала и каплями оседала на одежде, коже и волосах.

Источники находятся у подножья горы Горячей. Из тумана мы выехали, спустившись с перевала, и смогли наслаждаться открывающимися видами. Вышли, посмотрели на водопад.

Медведи и вулканы. (Камчатка)

Территория Вилючинских горячих источников облагорожена, там организована зона отдыха.

По тропинке в густом кустарнике пошли к источникам. Александр рассказал, что сюда часто наведываются медведи, привлекаемые привозимыми туристами продуктами, и посоветовал по одному не ходить и шуметь погромче, чтобы отпугивать зверя. Сам он вёл группу, сжимая в руке ракетницу, что придавало особый вес его словам.

В зоне источников организовано 3 купели, 2 – естественные, довольно большие, одна – в виде деревянного сруба с горячей водой.

Медведи и вулканы. (Камчатка)

Вода целебная из-за наличия микроорганизмов, живущих в ней. В каждой купели вода разной температуры. Самая горячая – в срубе, там мы сидели и парили ноги, окунуться полностью никто не решился. В двух других с удовольствием искупались Пока мы купались, сопровождающие приготовили обед – горячий чай с бутербродами.

Собравшись уезжать после обеда, обнаружили, что обещанный медведь всё же приходил. Вернее, медвежонок, судя по размеру отпечатка лапы. Мы его не видели, а он нас, судя по всему, видел, и к нам не вышел, повернул в кусты.

К вечеру приехали на базу отдыха Гелиос. По программе было обещано, что жить мы будем и в Гелиосе, и на метеостанции на вулкане Мутновский и на туристической базе на Курильском озере, где медведи. Но в результате всё смешалось и мы все время жили в Гелиосе. Не могу сказать, что расстроились – условия неплохие, да еще и бассейны с горячей термальной водой, где я купалась каждый вечер.

День 3. Вулкан Горелый

Погода не улучшалась – на вулканах опять был туман. Периодически налетал ветер, разгонял туман, начинало моросить. Как только ветер прекращался, туман наползал снова. Обещанными видами склонов вулканов и озерами мы не смогли насладиться. Для нас вулканы так и остались чем-то сродни лунным пейзажам.

Медведи и вулканы. (Камчатка)

Продрогшие женевские пенсионеры запросились обратно к машине. С ними ушел Иван. Остальные в сопровождении Александра пошли дальше. По программе нам полагалось полюбоваться кислотными озерами Голубое и Бирюзовое. Не увидели ни одного – с гребня открывался вид на пустоту, наполненную парящим молоком. При этом поднявшийся ветер просто валил с ног, мелкие камни сыпались и ноги соскальзывали с тропинки. Чуть позже увидели на фотографии, что там на самом деле. Мы были на узком гребне, шаг влево и шаг вправо – и можно сорваться. Пройти там мы смогли только потому, что не видели, как высока на самом деле была гора и как узок перешеек, по которому мы шли, шатаясь под порывистым ветром. Удивительно, что думал об этом Александр, который прекрасно знал, что там, внизу. Неужели ему не приходило в голову, что он за нас отвечал? Видимо, не приходило. Или он не отвечал – мы же все взрослые люди и сами полезли на эти вулканы.

Всем уже порядком измотались. Особенно проводник Александр. Это выразилось в том, что он припустил вниз с максимально возможной скоростью, не обращая внимания на то, что некоторые члены нашей группы не так быстроходны, как он. На каменистой почве следов не остается, тропинки угадываются с трудом, направление в тумане теряется... В результате мы растянулись длинной цепочкой – первый следил за тем, куда бежит Александр, второй – за тем, куда идет первый и так далее...

Вот, наконец, мы на месте. В машине тепло и сухо. Пьем коньяк, коньяк с чаем. Чай с коньяком. Мокрая обувь и одежда уже не так раздражают. Сменная одежда и фляжка с коньяком – вот то, что непременно нужно иметь!

Коньяк, сытный ужин, бассейн с термальной водой сделали свое дело – мы пришли в самое благодушное настроение и решили, что завтра на Мутновский мы идем.

День 4. Вулкан Мутновский

Американские фильмы ужаса, как правило, основаны на том, что герои, по причине глупости или на спор (что, по сути, одно и то же) лезут в какие-то прОклятые места, а потом в ужасе пытаются вылезти оттуда. Мой папа, увидев такой фильм, каждый раз возмущается – ну куда их несёт! В этот раз у папы были бы все основания задать такой вопрос нам.

Подробности похода на Мутновский вулкан, включая наши мысли и эмоции, описал Артур.

Нам повезло - страшного не случилось.

Но почему вообще так получилось, и что мы сами могли сделать, чтобы обезопасить себя от подобной ситуации и сейчас и впредь?

Основных проблем, как мы это видели, было две – погода и организация экскурсии на вулкан. Конечно, за погоду туристическая фирма не отвечает и, выезжая в подобные природные туры, путешественник должен быть готов к тому, что капризы природы внесут коррективы в программу. Однако, на наш взгляд, организующая сторона принимает на себя обязанность сохранить жизнь и здоровье своих клиентов. И должна, как минимум, давать исчерпывающую информацию о состоянии дел. А мы бы уж сами решали, что делать. Мало найдется самоубийц, которые ради сомнительной жадности (всё оплачено!) или по приколу станут рисковать собой. Тем более, такое понятие, как форс-мажор все понимают и принимают.

Наша же фирма решила всё провернуть тихой сапой, рискнуть и нами и своим инструктором. Как впоследствии оказалось, информация о том, что может быть объявлено штормовое предупреждение, была известна за день до нашего похода. До нас она не дошла – единственным источником информации у нас, помимо местных жителей, был телевизор. По телевизору такая информация, видимо, не передается (или предается по каким-то специальным каналам), а местные жители в лице экскурсовода Александра и переводчика Ивана, судя по всему, были кровно заинтересованы в том, чтобы заявленная и оплаченная группой экскурсия хотя бы формально состоялась и у нас не было основания требовать от фирмы возврата денег или адекватной замены.

Я не верю, что отправляясь на вулканы, Александр не озаботился узнать прогноз погоды – он, как никто, должен знать, что в таких местах от этого зависит здоровье и жизнь людей. К сожалению, мы на собственном опыте убедились, что наша жизнь для некоторых стоит меньше, чем деньги, которые на нас можно заработать или потерять.

Что же касается общей организации, то если бы мы, как и было запланировано, выехали на вулкан вовремя, бОльшую часть пути можно было бы проделать на машине и оснований для беспокойства было бы куда меньше. Про разряженные рации – единственный способ связи на вулканах – вообще говорить не хочется.

Экскурсия, планируемая (и заявленная в программе) как прогулочная, оказалась экстремальной. Поэтому, если кому-либо из нас придет в голову отправиться в подобное путешествие еще раз, постараемся по мере возможности получить максимальную информацию о том, куда, зачем и с кем мы идем.

День 5. Отдых

Целый день спали.

День 6. Авачинская бухта. Медведи

На этот день у нас была запланирована экскурсия на катере по Аванчинской бухте к острову Старичков.

Медведи и вулканы. (Камчатка)

По пути видели одинокого моржа, облюбовавшего один из пустынных островков бухты.

Нас развлекали ловлей камбалы и кормили рыбным супом. К самому острову подвозили на надувных моторных лодках, на которые сажали по 6 человек в спасательных жилетах. Видели белоголовых орланов, чаек, чирков с красными пятками…

Погода начала улучшаться, облака уже не были такими низкими и плотными. К середине дня небо расчистилось, выглянуло солнце, и народ высыпал на палубу погреться.

Всё это наводило на мысли о том, что хотя бы одна из вертолетных экскурсий сегодня может состояться. Спешно связались с фирмой, фирма спешно связалась с пилотами. Пилоты ответили, что, дескать, да, именно сейчас лететь можно, но погода нестабильна, облачность может опуститься и лететь далеко и надолго - рискованно.

Было решено слетать на Курильское озеро к медведям. По программе мы должны были провести с медведями полтора дня, но нам рассказали страшную историю про группу, которую завезли на озеро и оставили, чтобы забрать на следующий день, согласно квитанции, но из-за погоды вертолеты не могли за ними прилететь 3 дня. Люди, оторванные от цивилизации, одичали и вынуждены были питаться то ли друг другом, то ли медведями. Нам советовали лететь к медведям на 3 часа.

Эти 3 часа оказались необыкновенно удачными, поскольку поспели мы точно к ужину и успели насмотреться на медвежью трапезу и вдоволь нафотографировать.

На Курильское озеро приходит на нерест рыба. На озере построена плотина, которая задерживает часть рыбы. К ней-то и приходят медведи на кормёжку. А туристы стоят на плотине и любуются.

На озере организован лагерь, в котором живут ученые, обслуживающий персонал и туристы. Всё огорожено колючей проволокой, проложены тропинки, за них лучше не выходить, но и по тропинкам ходить желательно не в одиночку и в сопровождении обученного меткой стрельбе человека (или самому таким быть). Словом, медведи тут живут на воле, а люди – в резервации.

Медведи и вулканы. (Камчатка)

Так, что самое интересное мы увидели и из-за сокращения экскурсии пропустили только сомнительное удовольствие переночевать в сараюшке в спальных мешках, с туалетом на улице, куда, для безопасности, лучше ходить минимум вдвоем и с ружьем.

День 7. Полёт на вертолёте. Долина гейзеров. Кальдера вулкана Узон

Погода продолжала благоприятствовать полётам. Решено было использовать случай и посетить долину гейзеров, а также расположенную неподалёку от долины кальдеру вулкана Узон.

Как и к медведям, лететь надо было на вертолёте. Полет производит потрясающее впечатление. С одной стороны, вертолёт – военный, по бортам скамейки. Когда начинает раскручиваться винт, кажется, что через уши вынимают мозг. Все трясётся и грохочет. Сначала немного жутковато, но потом привыкаешь и уже не обращаешь внимания на неудобства, лететь можно довольно долго. С другой стороны – изумительные пейзажи за окном. Снежные шапки и каменистые склоны вулканов, с которых сбегают, петляя, реки. Сопки, покрытые стлаником, как изумрудным бархатным ковром. И бирюзовые озёра в кратерах вулканов.

Смотреть на это можно бесконечно! Была бы моя воля, я бы из вертолёта не вылезала. Но мы прилетели – долина гейзеров.

Раньше долина была открыта для свободного доступа. Туристы жили в палатках, использовали воду гейзеров для хозяйственных нужд – готовили, стирали. Ярко окрашенные камни люди увозили в качестве сувениров. Потом оказывалось, что цвет камням придают микроорганизмы, которые живут в микроклимате, созданном гейзерами. Без родного гейзера они умирают, и камням возвращается их природный серый цвет.

Природа не вынесла такого тесного соседства, и чтобы сохранить долину гейзеров её превратили в заповедник. Ходить теперь там можно только в сопровождении экскурсовода по деревянным настилам. В местах, особо привлекательных с точки зрения организаторов заповедника, организованы смотровые площадки.

Но даже облагороженная долина производит впечатление. Именно тут снимали известный фильм «Земля Санникова». Долина тысячи дымов… Мы видели и дымы, и фонтаны, и разноцветье камней, и грязевые озера, плюющиеся горячей красной или серой глиной.

Несколько лет назад в долине прошел сель. Следы от него видны до сих пор. Земля перекрыла сток из озера, вода поднялась и затопила несколько гейзеров. Ученые решили не ликвидировать последствия, а дать природе самой разобраться с результатами. Постепенно долина приобретает первозданный вид.

Из долины мы вылетели в расположенную неподалеку кальдеру вулкана Узон. Кальдера – это котел, провалившаяся впадина вершины вулкана. Как правило, в ней образуется кислотное озеро бирюзового цвета.

День 8. Музей лосося. Танцы народностей

Лососевые рыбы. Это словосочетание мы слышали на Камчатке каждый день. Поэтому глупо рассчитывать, что поездка обойдется без близкого знакомства с этим камчатским золотом. В Петропавловске-Камчатском есть музей лосося, небольшой, но довольно интересный. Оказывается, лосось – это название только одной из разновидностей рыб семейства лососевых. Еще есть сёмга, горбуша, кета, нерка, кижуч, чавыча. Из менее известных – кумжа, сиг, омуль, голец, хариус, таймень, ленок. Все они отличаются по вкусу мяса, по цвету, размеру и вкусу икры. А также нерестятся в разное время, поэтому в реках и озерах Камчатки – основного нерестилища тихоокеанского лосося - с мая по сентябрь кто-нибудь лососевый обязательно есть.

После лекции про лосось состоялась экскурсия с национальным колоритом. Нас привезли в стилизованную деревню, где люди в национальных костюмах рассказывали о быте местных народов, пели, танцевали и продавали сувениры. Иностранцы были в восторге! Нам тоже понравилось – мы стучали в бубен, гудели в гуделки, рассматривали поделки и всячески развлекались.

День 9. Музеи. Сан Мариино

Сегодня был музейный день. Мы посетили Кроноцкий государственный природный биосферный заповедник в городе Елизово под Петропавловском-Камчатским (там, кстати, находится вертолетная база, откуда мы летали на все экскурсии), музей вулканологии и сейсмологии, музей фотографии.

А вечером фирма пригласила нас в ресторан Сан-Марино. В меню было: маринованный папоротник (блюдо, готовить которое местных жителей научили японцы), морской гребешок, лососевая рыба разных видов, пироги с ягодами. Было вкусно. Фирма, решив скрасить там отмену некоторого количества экскурсий, взяла на себя оплату угощения.

День 10. Отъезд. Пенсионерка из Женевы

Наша разношёрстная группа улетала так же, как и прибыла на Камчатку – по частям. Латыши направлялись на Байкал продолжать путешествие, швейцарцы – через Москву в Женеву. Мы – в Москву. Перед вылетом нас завезли на рынок, где мы закупили рыбу и икру.

Медведи и вулканы. (Камчатка)

Благополучно погрузились в самолёт и взяли курс на Москву. Казалось бы, можно расслабиться. Однако, это только казалось. Примерно в середине полёта мы обнаружили, что на борту находится одна из наших знакомых женевских пенсионерок, Джулия. Она очень нам обрадовалась и рассказала, что их рейс задерживали, она очень испугалась, что не успеет на стыковочный из Москвы в Женеву и купила билет на наш рейс. Потому, что между нашим приземлением и вылетом стыковочного – целых 2,5 часа. Всё бы ничего, но проверив её билет, мы обнаружили, что её стыковочный в Женеву вылетает из Домодедово, тогда как мы должны были прибыть в Шереметьево. Пенсионерке не пришло в голову, что в Москве может быть несколько аэропортов, да еще находящихся на существенном расстоянии друг от друга.

Вся её женевская братия, как порядочная, осталась ждать решения вопроса в Петропавловске. Джулия же проявила самостоятельность. В итоге мы получили относительно знакомую нам даму, которая не говорила по-русски и у которой были проблемы. Бросить её просто так мы не могли. Отправить бы её на такси из Шереметьево в Домодедово – могут быть пробки и вовремя среагировать она не сможет. Своим ходом, на метро и на поезде – одна не доедет.

Я обратилась к экипажу с вопросом, не может ли авиакомпания обеспечить доставку пассажира из Шереметьево в Домодедово. Мне ответили, что нет. Если бы авиакомпания составила стыковочный рейс, предполагающий переезд из одного аэропорта в другой, она должна была бы доставить пассажира. Если рейс отменяют или задерживают, авиакомпания обязана позаботиться о пассажирах - доставить их бесплатно до нужного места, при необходимости, расселить и накормить. В нашем же случае Джулия просто купила билет на рейс Петропавловск-Камчатский – Москва и обязательства авиакомпании перед ней заканчивалось выдачей багажа в Шереметьево.

Так, что Джулию надо было везти. Было решено, что мы с Ольгой и багажом останемся в аэропорту, а Артур повезет Джулию в Шереметьево. Перспектива после 9 часов полета провести еще полдня в зале ожидания аэропорта не очень радовала, но других вариантов у нас не было. Но внезапно всё решилось как нельзя лучше. На борту оказалась семья, направлявшаяся на отдых. Их самолет в жаркие страны вылетал как раз из Домодедово примерно в то же время, что и самолёт Джулии в Женеву. К тому же, у них уже была заказана машина в Домодедово. Бизнесмен с женой оказались людьми весёлыми и великодушными, они с интересом выслушали историю Джулии и согласились взять её с собой и проследить, что она благополучно сядет на свой самолёт. Проблема была решена и мы, к обоюдному удовольствию, распрощались с Джулией в аэропорту. Через 2 дня я получила письмо по электронной почте. Джулия писала, что добралась она удачно, на самолёт успела и оставила самые приятные воспоминания о Камчатке и о русских. Путешествие закончилось.

Как красиво и рассказ замечательный. Хочу на Камчатку!)

Boris
2010-12-22

Какие проблемы? 120000 рублей - и вперед!

K Z

Уже в Шереметьево билеты бронирую) Елена, спасибо за потрясающий рассказ!Фото фантастические. Давно хотела Камчатку с медведями и вулканами. Причем, с минимум этно, музеев и магазинов.

Наташа
2011-06-07

Ваше имя: (авторизация на сайте и форуме)

Код с картинки:

КОММЕНТАРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ

pelculas porno gratis peliculas con mas sexo ...

hd 3d porn hard core lesbian porn all asian d...

Легко!

Здравствуйте! День памяти преподобного Симео...

Вообще не активируется, как же я проведу?

Я нашел все 11 лиц.И не больше.

С третьего раза лягушек расставил, а затем сн...

зачетно, друзья мои!

Prudential said its decision to suspend sales...

всем привет. хотелось бы побольше упраж...

Датчанин держит рыбку!

Она стоит

никто не держит рыбку, это не "животное".

Хочется быть взрослым и состоявшимся человеко...

''Яблочный спас'' - мастерская по ремонту айф...

Легкая задача, когда-то в 3 классе её решил. ...

Рикша, подгоняемый электрошокером. считается ...

И правда в одну и в другую круг она крутиться...

Сцка, 1,5 часа!!!(((((. В уме методом исключе...

Эм...мне кажется, или слишком просто, сек 15 ...

Прикол в том, чтобы решить задачу в уме, без ...

АКТИВНЫЕ ТЕМЫ (точка зрения форума)