Путем декабристов
удивительное повествование о моей командировке в Читу и Агинское
с целью выяснения возможностей продвижения
продукции компании *** в данном регионе

13-17 августа 2007
© Нина Табакова

Это была, кажется, четвертая по счету моя командировка. Самая удаленная и самая продолжительная (а вот с тех пор случались уже и подольше, но сейчас речь не об этом).

Чего я ждала от этой поездки? И что знала о тех местах, куда еду? Нууу... по некотором размышлении вспомнила, что именно в Читинский острог в свое время были сосланы декабристы1. И сейчас на улице Селенгинской (раньше она называлась Дамская - потому что впервые построена женами декабристов) там остались деревянные постройки тех времен. Еще, кажется, в тех краях были каменоломни - не такие, как у нас на Алтае, но все-таки каменоломни. В Чите жил мой однокурсник по аспирантуре, староста курса (далее по тексту - Руслан), с которым когда-то у нас были хорошие отношения. Про Агинское, несмотря на многочисленные обращения к Интернету и поиск информации в моем не таком уж и маленьком круге общения, не вспомнила вообще ничего - разве что как раз в предполагаемые даты моего посещения ожидался метеорный поток в созвездии Персея (Персеиды). Вот на них я и рассчитывала посмотреть в глухой деревне подальше от цивилизации и московской засветки (сияющих всю ночь огней, которые "заглушают" звезды). А в целом изначально была почти уверена, что еду преимущественно по производственной необходимости.

Поездка перевернула мои представления с ног на голову.

Я-то думала, что уже все посмотрела в России (если быть точной, в планах на то время, "когда я буду старая и богатая" была и есть еще Камчатка с ее вулканами и Долиной Гейзеров - и все...) Как выяснилось, еще столько всего оставалось! Чита встретила меня лесным пожаром. Над городом висел смог. По словам встречающих, смог висел уже неделю, так что шансов на то, что он рассеется за три дня моего пребывания, было маловато. Забегая вперед, скажу, что один раз за поездку я все же видела кусочек звездного неба. И даже в нужном месте, как раз в районе созвездия Персея2. Через пять - десять минут он снова затянулся, так и не показав мне ни одного метеора. От расстройства в последнюю ночь я начала снимать со штатива (не зря же везла его через всю страну! - хорошо хоть телескоп не потащила) пейзажи ночной Читы - получилось вот такое.


Путем декабристов (Чита - Агинское)

Фото 1. Чита ночью. Площадь Ленина.

Кстати сказать, ночное Агинское расцвечено куда как ярче и национально-колоритнее. Правда, только на центральных улицах, а чуть в сторону снова начинается глухомань.


Путем декабристов (Чита - Агинское)

Фото 2. Памятник Бальжин-хатан в Агинском3.

Но времени разглядывать ночное небо у меня почти не было. Потому что и без того было слишком много интересного.

Оказывается, за годы жизни в Москве я совсем забыла, что такое гостеприимство. Спасибо жителям Забайкалья, что напомнили! Уже очень давно никто не принимал меня так. И дело тут совсем не в должности - не так уж она велика и сложна, и вряд ли в преклонении жителей региона перед столицей - разве кто-то из москвичей все еще верит в такую легенду? Дело, думаю, просто в гостеприимстве как таковом, желании встретить и пообщаться, в сохранившемся еще в глубине страны русском (бурятском? а может, дело именно в том, что я была за пределами исконно русских земель?) радушии.

Например, управляющий филиала в Агинском пригласил меня на ужин в местном ресторане, и провел со мной целый вечер, и ответил на все мои вопросы, как по работе (зачастую весьма нескромные), так и по истории и культуре Бурятии (зачастую весьма глупые и выдающие мою невежественность - и как только я умудрилась пропустить мимо себя целую культуру!) Да, я понимаю, что все расходы, в том числе и на его ужин, были списаны как представительские, и тем не менее - гораздо больше меня впечатлил потраченный на меня целый вечер.

А кредитный эксперт в Чите пригласил к себе домой переночевать (прошу исключить сальные мысли, дело обстояло совсем не так). Самое странное, что его семья тоже обрадовалась моему появлению в доме! Мне рассказали обо всех семейных радостях и проблемах, так, как лично я теперь уже стала бы разговаривать, наверное, только с очень близким мне человеком. И до полчетвертого ночи мы смотрели фотографии его поездок в Китай, и пили чай, и разговаривали за жизнь, и картина мира в моей с трудом уже понимающей что-то голове очередной раз за прошедшие три дня переворачивалась с ног на голову и наоборот.

Наверное, это закономерно. Ведь и в мои алтайские времена у меня постоянно бывали гости, причем зачастую вовсе не близкие мои знакомые. И ничего особенного я от них не хотела, а просто приятно было, что приходят люди - именно ко мне. И я сидела с ними до ночи, пила чай и вела беседы. А вот сейчас уже, наверное, так не смогу. Поленюсь лишний раз стирать белье и готовить ужин, да и идти на следующий день на работу не выспавшейся не захочу… а может, уже снова захочу? Может быть, после этой поездки что-то во мне таки вернулось к первоистокам?

Подробности беседы с Агинским управляющим в данном рассказе раскрыты не будут, но среди прочего - она перевернула с ног на голову мои представления о работе в моей организации.

Побеседовали мы и о современной Бурятии, и об истории Бурятии. Она не так уж и велика - бурятский народ выделился из монгольского всего около двухсот лет назад. В Агинском даже есть стела, на которой записаны все восемь бурятских родов; с появлением нового поколения буряты добавляют новую ветвь к своему (одному из восьми) генеалогическому древу. Национальное самосознание у бурят очень велико.


Путем декабристов (Чита - Агинское)

Фото 3. Восемь бурятских родов

Очень важную составляющую поездки мне хочется озаглавить "буддизм в Бурятии как основа восприятия мира", как бы пафосно это ни звучало. Буддизм - не столько религия, сколько явление культуры, общественной жизни Бурятии. Так, в большинстве официальных приемных, а часто и в гостиницах, портрет Далай-ламы висит рядом с портретом президента, при этом совсем не обязательно хозяин приемной - религиозный человек, просто уважение к традициям воспринимается в Бурятии совсем иначе, чем в регионах с русской культурой. Но в противовес раскольничеству Северного Кавказа, буряты относятся с большим уважением к чужим традициям и не пытаются лезть в монастырь со своим уставом. Возможно, даже со слишком большим уважением - ведь сумела же я, прожив в общежитии три года рядом с коллегами из Бурятии, так ничего и не узнать об их культуре! А ведь у многих из них я бывала в гостях, общались, вместе учились, вместе отдыхали. И вроде не сказать, чтобы я была совсем уж невнимательна…

Очень сильное впечатление произвел на меня Агинский дацан4. Безусловно, он очень красив, но дело не только и не столько в этом, мечети Самарканда превзойдут его красотой во много раз, но если мечети - в первую очередь музей, несмотря даже на сильную религиозную ориентированность жителей Узбекистана, то дацаны - центр всей жизни бурятов. В дацане живут ламы, к которым люди обращаются в трудных или значимых (например, свадьба) жизненных ситуациях. Ни один бурят, даже если он не религиозен, - заверили меня - не будет играть свадьбу, не посоветовавшись предварительно с ламой! Ламы Агинского дацана называются почему-то "желтошапочниками" (а еще есть "красношапочники", ну прямо как у Свифта: "остроконечники" и "тупоконечники", разве что не враждуют), хотя никаких шапочек - ни красных, ни желтых - я на них не заметила. Впрочем, я не попала на богослужение, возможно, шапочки надеваются только там.


Путем декабристов (Чита - Агинское)

Фото 4. С ламой-"желтошапочником" из Агинского дацана.

А еще есть ламы-врачеватели5. Обычно в монастыре от 6 до 10 лам, из них 2 или 3 занимаются врачеванием. Народная медицина распространена не особенно, в первую очередь заболевшие идут к традиционному врачу, хотя и к ламам всегда стоит очередь. Неудивительно: врачебные средства куда как проще в применении. Так, больному гастритом доктор пропишет лекарство, а лама посоветует каждое утро есть на завтрак овсянку, да еще и помолиться предложит. А человеку с нервным стрессом доктор выпишет успокоительное, а лама посоветует ложиться спать в одно и то же время. Угадайте, какому из двух способов проще последовать? А какой из двух правильнее?..

Рядом с дацаном расположены ступы, около Агинского дацана их восемь. Каждая ступа символизирует один из этапов духовного развития Будды (я, не будучи специалистом в данной теме, запомнила только рождение, достижение просветления и уход в паранирвану - все остальное было для меня сложновато). Внутри ступ находятся: золото и драгоценные камни, священные книги и мощи, целебные травы, пища - все основные святыни кочевых народов (бурят и монголов6). Ступы в буддизме выполняют функции, аналогичные функциям икон в православии, или же статуй святых в католичестве. Форма их не случайна; однако наше повествование не является религиозным трактатом и при всей интересности данной темы она будет раскрыта лишь рядом фотографий.


Путем декабристов (Чита - Агинское)

Фото 5. Вход в дацан


Путем декабристов (Чита - Агинское)

Фото 6. Ступы.


Путем декабристов (Чита - Агинское)

Фото 7. Роспись


Путем декабристов (Чита - Агинское)

Фото 8. Вращение молитвенных колес.


Путем декабристов (Чита - Агинское)

Фото 9. Тибетские молитвы.

Я жила в гостинице "Сапсан" на окраине Агинского. Кстати, это едва ли не единственное здание в Агинском, в котором оборудован теплый туалет. И даже там он был расположен не в номере, а на этаже. Во всех же остальных местах, в том числе в национальном музее и в филиале моей организации (вот до администрации поселка разве только не добралась!), туалеты размещались на улице. Кажется, это было единственным, что напоминало о том, что Агинское - все же деревня. Всеми остальными признаками города: бассейн, бильярд и боулинг, кинотеатры, ночные клубы, больницы и детские сады - Агинское было наделено в полной мере.

Зато в "Сапсане" была удивительно вкусная кухня! Предлагался выбор между бурятской и европейской кухней; я, разумеется, брала все время бурятскую7. Почти все бурятские блюда содержат большое количество мяса, преимущественно баранины, что объясняется большой распространенностью животноводства в регионе - до 25% всей экономики. А вот для растениеводства данная местность не рекомендована: очень засушливо, низкий уровень осадков, как зимой, так и летом. От этого же и постоянные пожары, уже упомянутые в начале рассказа.

Очень необычна архитектура Агинского: традиционные домики напоминают китайские пагоды, а форма крыш приспособлена, вероятно, для сбора дождевых вод (а дождей, как уже говорилось, в тех краях крайне мало).

В Агинском я провела один день и две ночи, в Чите - два дня и ночь. Между Читой и Агинским 150 км, регулярно ездят маршрутки, почти всегда они заполнены до отказа. Народ дружелюбный, приветливый, подсказывают, рассказывают, проявляют внимание.


Путем декабристов (Чита - Агинское)

Фото 10. Попутчица

Вечером последнего дня в Чите отправилась на улицу Декабристов - искать музей и старую церковь. компанию мне никто не составил: и коллеги, и однокурсник в тот день работали. По пути снова вспомнила родные края, улицу Декабристов в городе Бийске, и много лет уже не виденных друзей, живущих на этой улице за 3000 км от Читы. Покосившиеся деревянные домики и чахлые северные деревья вызывали чувство острой жалости; предела оно достигло, когда случайная прохожая обратилась ко мне с вопросом: "Простите, пожалуйста, не знаете ли вы, где здесь есть колонка?" Давно уже я не пила воду из колонки иначе как для экзотики…


Путем декабристов (Чита - Агинское)

Фото 11. Музей декабристов

Старая деревянная церковь, в которой расположен музей декабристов, именно в эту неделю была закрыта то ли на ремонт, то ли на учет, и увидеть ее удалось только снаружи. Церковь стояла во дворах, с улицы была не видна, и на мой вопрос прохожие буквально ткнули пальцем: да вот же она! Особым шедевром деревянного зодчества музей декабристов назвать трудно, но впечатление от увиденного было сильным. Наверное она намоленная… так говорят. Было в ней что-то настоящее… а может, я по пути слишком думала о Бийске и о колонках. Неподалеку от музея расположена еще Нарышкинская библиотека, тоже деревянная и довольно старая, пожалуй, покрасивее церкви и менее величественная. Она, тем не менее, тоже была закрыта.


Путем декабристов (Чита - Агинское)

Фото 12. Нарышкинская библиотека

На этом месте я сочла отданным свой долг культурным достопримечательностям Забайкалья и отправилась на ночевку - в гости к коллеге. Уже там несколько часов общалась с его мамой, потом с ним самим, потом мы смотрели фотографии, и легли спать уже очень сильно за полночь. А утренним самолетом я вернулась в Москву, привезя с собой целый мир воспоминаний.

 


 

1 Тем же путем проходил и протопоп Аввакум.

2 Вниз и влево от Кассиопеи, если кто не знает :-)

3 Бальжин-хатан (княгиня Бальжин) – национальная героиня бурятов. Ее отдали замуж за монгольского князя, дав в приданое несколько бурятских семей. Новая семья обижала Бальжин и ее слуг – тогда девушка приняла решение вернуться домой вместе со своими земляками. Семья мужа отправилась в погоню за ними. Заметив, что преследователи приближаются, Бальжин отрезала себе одну грудь и бросила за собой – на этом месте разлилось озеро, на время остановившее неприятельское войско. Когда же погоня приблизилась во второй раз, Бальжин вышла к догоняющим, позволив им убить ее, а своим слугам – вернуться на родину. Ее поступок стал примером самопожертвования во имя своего народа.

4 Ламаистский храм.

5 Ах, как кстати оказались прочитанные под Новый год книги Т.Л.Рампы – тибетского ламы-врачевателя, рассказывавшего о своем детстве и учебе в Тибете, а в более поздних книгах и о последующей своей жизни. После прочитанного события в Агинском легли на подготовленную почву, и уже там взросли буйным цветом. С другой стороны, что-то из увиденного послужило иллюстрацией к книгам Рампы, например, я узнала, как выглядит «молитвенное колесо» - это металлический цилиндр, внутри которого находятся написанные (на тибетском языке) молитвы. Учить тексты молитв трудно, поэтому наизусть их помнят лишь священники, другие же, желая помолиться, просто вращают колеса.

6 Буряты как нация выделились из монгольских племен около 200 лет назад и только с тех пор ведут свою отдельную историю.

7 По опыту предыдущих поездок знаю, что национальная пища надоедает гостям примерно на исходе первой недели жизни в регионе. Именно тогда начинает до слез хотеться чего-то родного, домашнего, а экзотическую пищу желудок просто отказывается принимать; впрочем, на этот раз до переломного момента я не досидела.

 

 

      Нашли ошибку на странице? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Система Orphus
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Rambler's Top100