Алкоголь
Кемпинский Антон
Психиатр, имея дело с алкоголиком, которому он хочет помочь, прежде всего задается вопросом, почему он пьет. От умения найти ответ на этот вопрос в значительной мере зависят результаты лечения. Ибо, зная причину, можно снизить эмоциональное напряжение, с ней связанное, и тем самым уменьшить стремление к алкоголю у больного.
Нахождение ответа, однако, дело непростое, о чем свидетельствует хотя бы то, что при лечении алкоголизма доминирует негативное подкрепление, т. е. употребление алкоголя связывается в терапии с неприятными последствиями (например, введением определенных препаратов), чтобы тем самым вызвать отвращение к алкоголю. Значительно лучшие результаты дало бы положительное подкрепление, т. е. создание таких ситуаций, в которых неупотребление алкоголя было бы для больного связано с удовольствием. Подобные ситуации возникают иногда без участия врача; например, алкоголик перестает пить во время экскурсии или после покупки автомобиля, или найдя себе какое-нибудь увлекательное занятие и т.п. В таких случаях — экскурсия, автомобиль, хобби и т. п.- уменьшается dolor existential — «боль существования», которая лежит в основе алкоголизма.
Эту «боль существования», которая, вероятно, является специфически человеческой чертой, человек всегда стремился каким-то способом уменьшить; и одним из старейших и простейших способов этого был и остается алкоголь. Долг психиатра — найти у своего пациента своеобразие этой «экзистенциальной боли», чтобы иметь возможность хотя бы немного ее уменьшить. Этиология здесь многофакторна, и как всегда в психиатрии — необходимо двигаться в трех плоскостях одновременно: биологической, психологической и социологической. Непросто установить иерархию важности разных факторов; бесспорно, среди них немалую роль играют факторы социального характера.
«Если сравнивать Польшу с западными странами, — писал Ян Гурский, — то видно, что во многих из них пьют больше, либо столько же; в немногих из них пьют так же. Каковы причины такого польского способа употребления алкоголя?» — спрашивает автор.
Люди пьют по-разному. Иначе пьют, отмечая какие-то праздники, для того, чтобы вызвать приятное настроение в обществе, иначе — с горя и т. д. Можно выделить несколько стилей выпивки: неврастенический, контактивный, дионисийский, героический и самоубийственный.
Неврастенический стиль состоит в том, что пьют небольшими дозами, но часто, в состоянии утомления и раздражения, стало быть, при главных симптомах неврастенического синдрома. Достаточно одной-двух рюмок, чтобы поправить самочувствие и уже в лучшем настроении продолжать повседневную жизнь. Разумеется, врачующее действие алкоголя — мнимое, так как постоянное его употребление усиливает симптомы неврастенического синдрома. Под влиянием алкоголя человек все чаще становится утомленным и раздраженным, что, в свою очередь, вынуждает к дальнейшему, все более частому употреблению алкоголя; типичный пример порочного круга.
Контактивный стиль наблюдается у тех, для кого важнее всего достижение лучшего контакта с другими людьми. Уже после небольшой дозы алкоголя человек несмелый становится более уверенным в себе, уменьшается дистанция в отношении к «важной» персоне, становится легче общение, молчаливая компания оживляется, люди становятся более симпатичными и более интересными, возрастает чувство социальной связи «iwee feeling». Это — стиль выпивок, общий, пожалуй, для всех культурных кругов; в общем, здесь достаточно небольших доз алкоголя.
Легко, однако, перейти от этого стиля к следующему — «дионисийскому», также распространенному во многих культурных кругах. Здесь пьют уже много, так как речь идет о достижении помраченного состояния, в котором можно было бы оторваться от повседневной действительности. По Ницше, «аполлонийская установка ценит ясность, прозрачность, выдержанность, уравновешенность, замкнутость, совершенство, гармонию. Дионисийский же стиль ценит прежде всего полноту и плодотворность жизни, ее порыв, который сносит все границы, отрицает все законы, разбивает любые гармонии, для которого динамика важнее совершенства».
Два описанных Ницше стиля соответствуют тому, что Минковский обозначает как «ясное пространство» и «темное пространство» и что можно связать с основным биологическим ритмом — дня и ночи. День — царство разума и реальности, ночь — власть темных сил, диких страстей, экстаза, озарения и панического страха. Человек не может жить только днем, ему необходима также и ночь. Отсюда — его влечение к психозу, к иным «видениям мира», к отрыву от реальности. Алкоголь и наркотики облегчают удовлетворение этого влечения. Алкоголизм такого типа встречается довольно часто у художников или у людей с художественными амбициями, а также у людей, утомленных жизнью. Тот же источник можно отыскать и в популярном среди молодежи Запада употреблении ЛСД. У нас, в более бедной стране, ЛСД заменяется, например, «клеем». Название «клей» происходит от того, что обычно молодые люди используют его сообща, так как по их мнению, только в этом случае испытываются необычайные переживания.
«Героический» тип выпивок также требует больших количеств алкоголя. Лишь тогда достигается чувство своей силы и готовности к великим делам, которые обычно в наших условиях кончаются хулиганскими выходками. В таких случаях алкоголь высвобождает существующую в каждом человеке и подавляемую в повседневной жизни героическую пропорцию. Она составляет одну из прекрасных черт молодости, которую с незапамятных времен вожди эксплуатировали ради своих, не всегда благородных намерений.
Трудно определить, в какой степени в каждом человеке присутствуют самодеструктивные тенденции. Во всяком случае самоубийство можно считать специфически человеческим проявлением. Немного найдется людей, которые никогда в своей жизни не хотели покончить с собой.
Тип выпивок ради того, чтобы «залить горе» — явление хорошо известное. Требуется напиться «мертвецки» пьяным, чтобы забыть о том, что болит, чтобы покончить хотя бы на короткое время с собой и своим страданием. Агрессия по отношению к окружению соединяется с самоагрессией. Типы выпивок героический и самоубийственный переплетаются между собой. Со временем происходит алкогольная деградация и вместе с ней социальная смерть.
Проблема польского алкоголизма сводится к упоминавшемуся Яном Гурским парадоксу, состоящему в том, что Польша лидирует среди европейских стран по числу пьяниц, вовсе не лидируя по количеству потребляемого на душу населения алкоголя. Поляки любили и любят напиваться до бесчувствия. У них превалируют героический и самоубийственный типы выпивок. Это не значит, что другие типы отсутствуют, но они легко переходят в эти два последние. Начинают, например, по «одной» за компанию, а заканчивают героически-самоубийственным типом алкоголизации. Героически-самоубийственная нота нам не чужда. Пожалуй, ни один народ не начинает своего гимна словами о том, что отчизна еще не погибла.
Существует ли национальный характер? На этот вопрос не существует однозначного ответа. С биологической точки зрения существование национального характера возможно. Условия среды (среди которых немалую роль играют условия культурного характера) складываются таким образом, что определенные черты характера полезны, а другие — не полезны. Люди, обладающие полезными чертами характера, имеют больше шансов выжить и оставить потомство, нежели те, которые этих черт не обнаруживают. Набор генетических черт данной популяции (так называемой gene pool) должен, следовательно, от поколения к поколению изменяться в направлении количественного преобладания черт, полезных для данного общества. Таким образом, он будет отличаться от набора генетических черт популяций, живущих в иных средовых условиях.
Помимо врожденных черт, в формировании гипотетического национального характера играли бы роль приобретенные черты, обусловленные так называемым социальным наследованием и, следовательно, доминирующими в данном обществе моделями поведения.
Используя одну из психиатрических типологий, можно было бы глобально определить польское общество как характеризующееся преобладанием черт истерических и психастенических. Истерические черты (Бжезицкий назвал их скиртотимными, от греческого skirtao — танцую, чтобы подчеркнуть своеобразные нюансы, отличающие их от классического истерического типа) лучше всего иллюстрирует польский шлягон.(1) Эти черты — стремление импонировать окружению, произвести эффект без чувства обязательности, безграничная фантазия, чувства бурные, но поверхностные, легко и быстро переходящие от одной крайности к другой. Напротив, психастенические черты лучше всего выражает фигура польского крестьянина. Это — человек тихий, покладистый, избегающий споров, низкого мнения о себе, он охотно провалился бы под землю, чтобы никому не мешать.
В определенной степени эти два типа личности взаимно дополняются так, что общество, состоящее из таких людей, может существовать; одни заседают, другие работают. Исчез шляхтич и исчез польский крестьянин, но определенные формы поведения сохранились; по-прежнему встречается шляхетское фанфаронство и крестьянское усердие. Оба описанных на первый взгляд противоположных типа связывает одна общая черта. И для одних и для других главным вопросом жизни является вопрос: «что другие обо мне подумают?» Истерик стремится завоевать одобрение окружения блеском, фанфаронством, блистательностью, а психастеник — тихой обязательностью.
Подобные формы поведения свидетельствуют о самолюбовании «автопортретом», образом «я» (self-concept). Пользуясь модным ныне в психологии и психиатрии определением, можно было бы сказать, что в этом выражается определенная психическая незрелость. Ибо одной из черт психической зрелости является умение объективного восприятия самого себя и способность ответить на вопрос «каков я?» Это вопрос, типичный для молодежного возраста. В этом периоде жизни он может стать источником мучительных переживаний. При отрицательных оценках самого себя дело может дойти даже до попыток самоубийства. Чтобы отличиться перед самим собой и перед окружением, такой человек способен рисковать своей жизнью (молодежная героическая установка).
Алкоголь уменьшает мучительность вопросов, связанных с образом самого себя. Под его влиянием человек кажется самому себе лучше, благороднее, интеллигентнее, отважнее и т. п. Приходится, однако, пить до дна, чтобы дойти до дна своей души. А поскольку дна этого в действительности не существует, чем глубже погружаешься, тем темнее становится, и охватывает желание покончить с собой, в чем также алкоголь помогает, принося вместо смерти потерю сознания.
Представляется, следовательно, что определенные специфические черты польского алкоголизма выводятся из гипотетического национального характера, особенно из его психастенических и истерических элементов. Лечение в таких случаях должно основываться на повышении у пациента чувства собственной ценности и на обучении его искусству объективного восприятия самого себя.
В настоящее время много говорится и пишется о губительных влияниях современной технической цивилизации на здоровье человека. Интенсивное превращение естественной среды в искусственную, созданную человеком, является сильнейшим неврозогенным фактором. При попытках анализа вредности современной цивилизации приходят к пессимистическим выводам о том, что все, что из нее вытекает, вредит человеческому здоровью. Техникой отравляются три стихии: воздух, вода и земля. Через нее усложняются межчеловеческие отношения и нарушаются каноны человеческого общежития. Через нее уменьшается «жизненное пространство» человека; ему становится слишком тесно, слишком усиливается трение с другими людьми, с чем связано нарастание негативных чувств в отношении к ближним; всякое действие наталкивается на противодействие, а потому человек отказывается от творческой установки в пользу потребительской и т. д.
Человек современной цивилизации, прежде чем искать медицинской помощи, обычно сначала сам пытается редуцировать нервное напряжение и беспокойство, обусловленные в значительной степени условиями среды. Из различных способов такой аутотерапии (например, поиск контакта с природой, хобби, сексуальные эксцессы) чаще всего прибегают к помощи химических средств. Их можно разделить на три группы: психотропные препараты (средства, редуцирующие напряжение страха, либо возбуждающие или вызывающие психотические состояния), наркотики, алкоголь. В Польше, как представляется, традиционно используются методы химической аутотерапии; но больше всего используется алкоголь. В то время как в западных странах значительно больше, чем у нас, используются наркотики и психотропные средства. У нас невозможно справиться с алкоголизмом, а у них с наркоманией и злоупотреблением психотропными средствами.
Одним из многих мотивов польского пьянства является скука. Скука имеет много причин, но всегда в ее основе находится негативная установка к тому, что нас окружает. В этом плане она подобна явлению, по видимости, противоположному — спешке. Оба явления — спешка и скука — противоположны заинтересованности. Заинтересованный человек находится в данном (собственном) отрезке времени; актуальный окружающий мир его притягивает. Скучающий человек, либо человек спешащий, хочет выпрыгнуть из того, что его актуально окружает; настоящее время становится для него помехой.
Негативные чувства, питаемые им ко всему, что находится вокруг, вызывают мобилизацию вегетативно-эндокринной системы. Отсюда — парадоксальное утомление. Например, человек, ожидающий в очереди, ничего не делает и должен был бы отдыхать, а в действительности бывает более утомленным, чем после тяжелой работы. Одним из способов снижения нервного напряжения и хотя бы временного освобождения от чувства скуки и спешки является алкоголь. Благодаря ему можно на короткое время выпрыгнуть из настоящего времени, которое неприятно и раздражает.
Наконец, если уж во всем искать причин польского алкоголизма, нельзя обойти стороной систему. Социалистическая система устраняет или, скорее, пытается устранить значение денег как регулирующего жизнь людей фактора. Она противостоит дьявольскому принципу: das Geld regiert die Welt.(2) И в этом состоит, прежде всего, как представляется, ее наибольшая моральная сила. Но человек остается человеком, и стремится многие ситуации себе облегчить, иногда даже не ради себя, а ради организации, в которой работает. В капиталистических странах с этой целью пользуются деньгами. У нас дело организуется «через буфет». Этот алкоголизм иногда вынужденный. Обе стороны часто пьют без особого желания, просто потому, что надо. Алкоголь уменьшает социальную дистанцию. За рюмкой «чиновное» лицо становится ближе, его легче «смягчить», «опираясь в этом деле на буфет».
Существуют ли средства против польского пьянства? Разумеется, они не основываются на распространении противоалкогольных брошюр, которые читаются сравнительно немногими. Прежде всего, следовало бы начать с увеличения культуры выпивания. Независимо от благородных намерений лиц, проводящих противоалкогольную политику, надлежит оставаться на почве реализма. Люди всегда пили и будут пить; речь идет о том, чтобы они не напивались «до потери сознания».
Будут меньше пить, если будет где пить. В приятном помещении человек не напивается «до мертвецкого состояния», но пьет лишь столько, сколько требуется, чтобы поправить свое настроение, иметь лучшие контакты с людьми. В то время как в «заведении массового питания», возбуждающем нередко с самого начала наихудшие чувства, единственный способ притупления «боли существования», которую само пребывание в таком заведении вызывает, — это напиться «до отключения».
Многие люди, особенно среди молодых, пьют от скуки. Они скучают на работе и в свободное время. Лучшая организация домов культуры, развлечении, кружков по интересам и т. п. могла бы здесь много помочь.
Организация дел «через буфет» должна трактоваться одинаково с взяточничеством. В конце концов, роскошный ужин часто стоит больше, чем взятка.
Существует определенная аналогия между лечением алкоголика и попыткой побороть алкоголизм как социальное явление. В общем нехорошо, когда врач в отношении к алкоголику концентрируется на самой проблеме его алкоголизма; скорее ему следует найти причины, обусловливающие его пристрастие. Аналогично, лучшие результаты даст борьба с алкоголизмом, концентрирующаяся на некоторых, по крайней мере, причинах этого трагического в Польше явления.
--------------------------------------------------------------------------------
1. Шлягон — грубоватый шляхтич.
2. Деньги правят миром (нем.)
Источник: http://www.cardiosite.ru/articles/artic ... cleid=6489
Алкоголь
Куришь? Пьёшь? Заходи!
-
- Создатель более чем 1024 сообщений в форуме
- Сообщения: 1075
- Зарегистрирован: 12 авг 2009, 10:41
Re: Алкоголь
Сообщение Любитель чая » 30 май 2011, 21:14
Дочитал до конца. Местами было интересно и познавательно. Местами - полный вздор. Кроме того зачем-то налита вода, бессистемное перепрыгивание от одной темы к другой от теории Дарвина, до различных аспектов современной капиталистической системы.
Вернуться в «Здоровый образ жизни»
Перейти
- Путешествия. Впечатления. Фотографии
- Путешествия. Впечатления. Фотографии
- ↳ Новости
- ↳ Планируемые путешествия
- ↳ НГ 2010-2011
- ↳ Белое море и белухи 2010
- ↳ НГ 2011-2012
- ↳ Черногория 2012
- ↳ О сайте
- ↳ Интересное и познавательное
- ↳ Отчеты о путешествиях
- ↳ Практика
- ↳ Делимся опытом. Практические советы. Подготовка. Секреты и хитрости.
- ↳ Экипировка. Одежда и обувь
- ↳ Экипировка. Снаряжение
- ↳ Экипировка. Техника
- ↳ Путешествия на автомобиле
- ↳ Море
- Путеводитель
- ↳ Россия
- ↳ Абхазия
- ↳ Владимир и область
- ↳ Вологодская область
- ↳ Иркутск и область
- ↳ Калининградская область
- ↳ Калуга и область
- ↳ Карелия
- ↳ Кострома и область
- ↳ Краснодарский край
- ↳ Ленинград и область
- ↳ Москва и область
- ↳ Нижний Новгород и область
- ↳ Псков
- ↳ Тверь
- ↳ Урал
- ↳ Челябинск
- ↳ Ярославль
- ↳ Австралия и Океания
- ↳ Азия
- ↳ Северная Америка
- ↳ Южная Америка
- ↳ Антарктида
- ↳ Африка
- ↳ Ближний Восток
- ↳ Дальний Восток
- ↳ Вьетнам
- ↳ Китай
- ↳ Корея
- ↳ Япония
- ↳ Европа
- ↳ Австрия
- ↳ Англия
- ↳ Белоруссия
- ↳ Болгария
- ↳ Венгрия
- ↳ Германия
- ↳ Голландия
- ↳ Исландия
- ↳ Испания
- ↳ Ирландия
- ↳ Италия
- ↳ Крым
- ↳ Латвия
- ↳ Литва
- ↳ Мальта
- ↳ Норвегия
- ↳ Польша
- ↳ Португалия
- ↳ Румыния
- ↳ Украина
- ↳ Фарерские острова
- ↳ Финляндия
- ↳ Франция
- ↳ Хорватия
- ↳ Черногория
- ↳ Чехия
- ↳ Швейцария
- ↳ Швеция
- ↳ Шотландия
- Жизнь - не только путешествия
- ↳ Красота. Здоровье. Спорт
- ↳ Здоровый образ жизни
- ↳ Бары и рестораны. Отзывы
- ↳ Нят-нам
- ↳ Только для женщин
- ↳ Искусство. Творчество. Культура
- ↳ Архитектура
- ↳ Музыка
- ↳ Изобразительное искусство. Живопись
- ↳ Поэзия. Стихи
- ↳ Проза
- ↳ Книги
- ↳ Театральное искусство. Сцена
- ↳ Фильмы: обсуждения, критика, впечатления, оценка
- ↳ Выставки, концерты, шоу и т.п.
- ↳ Психология и самосовершенствование
- ↳ Самосовершенствование и практическая психология
- ↳ Мужчина и женщина
- ↳ Пикап
- ↳ Религии мира
- ↳ Фотография
- ↳ Техника
- ↳ Автомобили
- ↳ BMW
- ↳ Skoda
- ↳ Mitsubishi
- ↳ Chevrolet
- ↳ Ford
- ↳ Hyundai
- ↳ KIA
- ↳ SsangYong
- ↳ Subaru
- ↳ Suzuki
- ↳ Toyota
- ↳ VW
- ↳ Volvo
- ↳ ВАЗ
- ↳ ГАЗ
- ↳ ЗАЗ
- ↳ КАМАЗ
- ↳ УАЗ
- ↳ Автомобили США
- ↳ Китайский автопром
- ↳ Renault
- ↳ Citroen
- ↳ Peugeot
- ↳ Другие марки
- ↳ Бытовая техника
- ↳ Климатическая техника
- ↳ Компьютерная техника
- ↳ Медицинская техника
- ↳ Мобильная связь и телефония
- ↳ Ножи и холодное оружие
- ↳ Теле Аудио Видеотехника.
- ↳ Фонари
- ↳ Фототехника
- ↳ Часы
- ↳ Швейцарские часы
- ↳ Японские часы
- ↳ Часы СССР и России
- ↳ Семья
- ↳ Дети
- ↳ Недвижимость
- ↳ Квартиры
- ↳ Загородная недвижимость
- ↳ Работа. Бизнес
- ↳ Ремонт. Строительство. Сделай сам
- ↳ Инструменты
- ↳ Секреты программирования
- ↳ Кулинария. Еда. Пища
- ↳ Все о кошках
- ↳ Дикие и домашние животные
- ↳ Коллекционирование
- ↳ Хобби
- ↳ Мода
- ↳ Экономика
- ↳ Пенсионные вопросы
- ↳ Развлечения и приколы
- ↳ Юмор
- ↳ Загадки. Головоломки. Ребусы. Шарады. Тесты
- ↳ Разное (всякое)
- ↳ Чат Мэй-ли
- ↳ Старый форум
- ↳ Записки сумасшедших
- ↳ Эмиграция
- ↳ Частные объявления
- ↳ Продам
- ↳ Куплю
- ↳ Предоставлю
- ↳ Требуется
- ↳ Работа
- ↳ Разное