В один из нескольких оставшихся у нас дней мы поехали смотреть город Силифке, древнюю Селевкию-на-Каликадне. Это третья Селевкия, которую мы посетили в нашем путешествии.

Мы доехали до Силифке на долмуше, но в самом городе решили не останавливаться, а проехать немного на юг, к морю, в приморское местечко Tasudcu (Ташуджу). Этот небольшой городок лежит на море. В нем много небольших отелей и пансионов, есть песчаный пляж. Там же находится и порт, откуда кратчайшим путем можно добраться до г. Гирне (Кирения) на Северном Кипре. Паром ходит на Кипр ежедневно. Городок застроен летними домиками с участками, куда приезжают в летние месяцы местные жители.





Ничего особо примечательного там нет, обыкновенный зеленый курортный городок. В центре города обязательная статуя Ататюрка, занимающая центрально место на площади среди пальм, здесь он изображен стоя.





Пляж песчаный, чистый, и что особенно удивило, что почти не было народу. Видно никто не хочел искупаться.



В старом районе мы случайно увидели музей амфор и заглянули туда. Музей небольшой, всего 3-4 залы. Он находится в древнем, но отреставрированном здании. Высокие стены, выложенные камнем, арочные перекрытия. На специальных стеллажах в металлических подставках стоят красиво подсвеченные амфоры. Каких только форм и размеров нет. Форма амфор для вина и оливкового масла отличается. Есть тонкие изящные амфоры с удлиненным конусообразным дном. Есть широкие, как горшки, дно таких амфор полукруглое или овальное. Есть длинные амфоры овальной формы. Рядом с каждой из амфор на табличках написано, в какое время она была сделана, и что в ней хранилось. Есть очень древние амфоры, которые использовались еще в эллинистические времена в III-II вв. до н.э., есть римские, византийские амфоры. Многие из них были подняты со дна моря, с затонувших кораблей, поэтому облеплены морскими отложениями и окаменевшими остатками растений. Некоторые амфоры были найдены в земле в результате раскопок в эти местах. Очень интересный музей.













Поселившись в пансионе, мы поехали обратно в Силифке. Древняя Селевкия располагалась на берегу античной реки Каликадн, которая сегодня называется Гёксу. Как рассказывают старые источники, поселения в этом месте возникло еще в бронзовом веке (2 тысячелетие до н.э.). Здесь был один из центров хеттского государства. После того, как территорию завоевал ассирийский царь Саргон II, город был перестроен и назван Харруа-на-Границе Куе. В V в. до н.э. в эти места стали приходить за товарами ионийские путешественники. Они основали маленькую колонию, названную Холми, находящуюся рядом с сегодняшним Ташуджу. Немного позже настало время разгула пиратства, пираты стали свободно чувствовать в этих водах, ведь вся приморская территория была усеяла удобными скрытыми бухточками. Они часто стали нападать и на местное население. Жители Холми обратились за помощью в Селевку I Никатору, чтобы он защитил их от посягательств пиратов. Селевк собрал всех жителей и переселил их в соседний город, по всей вероятности бывший Харруа. Новый город он назвал своим именем. Это была девятая Селевкия, основанная им в своем царстве. Чтобы отличать ее от других восьми Селевкий, он дал ей название по реке, протекавшей рядом - Селевкия-на-Каликадне. В результате продолжительных войн, которые явились следствием дележа империи Александра, всю Киликию завоевали египетские Птолемеиды. Только сирийский царь из династии Селевкидов Антиох III в 197 г до н.э. снова отвоевал эту территорию и присоединил ее к своей империи. На смену Селевкидам пришли римляне. В 103 г до н.э. они превратили эту страну в свою провинцию. В 64 г до н.э., когда Помпей Великий очистил анатолийское побережье Средиземного моря от пиратов к Киликии были присоединены Исаврия, Памфилия, Писидия и Ликаония. В I в. н.э., по воспоминаниям римских писателей и философов, Селевкия была настоящим римским городом, с широкими проспектами, украшенными колоннадами, чешме, термами, водными каналами, мостами и мощеными дорогами. В конце II-го, начале III-го века н.э. в правление императора Диоклетиана, город сильно разросся в долину. С приходом к власти Константина Великого Киликия была разделена на три провинции: Киликия I, со столицей Тарс, Киликия II, со столицей Аназарба, и Киликия III, или Исаврия, со столицей Селевкия. Так Селевкия стала главным городом области Исаврия. В конце III - начале IV вв. Киликия вместе с соседней Сирией, стала местом христианской пропаганды. С каждым днем число христиан увеличивалось, сооружались церкви, несмотря на преследования со стороны еще языческого Рима. Селевия же стала неким центром христианства из-за построенной там церкви св. Феклы. Своего расцвета в византийское время Селевкия достигла в VI веке. В VII веке вся территория была захвачена арабами, и город перестал развиваться.

В средневековье город стал известен во время 3-го крестового похода, возглавляемого германским императором Священной Римской империи Фридрихом Барбаросса. В 1190 году он с войском переходил реку Салеф (Гексу) по пути в Палестину. При переправе через нее император не смог справиться со своим конем, тот испугался и оступился. Фридрих упал в воду, течение подхватило и понесло его. Когда императора вытащили из воды, он был уже мертв. На дороге Силифке-Караман в 9 км от города на правой стороне дороги была найдена древняя надпись на камне. Посол Германии в Турции разместил этот текст на турецком и немецком языках на памятной плите. Памятник сразу бросается в глаза, сразу за ним обрыв и внизу между сосновых деревьев видна голубая вода реки Гексу. Надпись гласит: "Здесь Сельджукский султан Кылыч Арслан II договорился о свободном проходе по своей территории с императором Священной Римской империи Фридрихом Барбаросса, который во главе своей армии шел в землю Палестины и 10 июня 1190 г утонул в реке Гёксу".





Первым делом, когда мы приехали в Силифке, мы пошли искать реку, около нее должен находиться исторический центр города. Около реки раскинулся парк с лавочками и многочисленными кафе, веранды которых выходили прямо к реке. Река и сейчас достаточно бурная и быстротечная. Что поражает – это голубой цвет воды и чистота. Через нее шел каменный мост с арочным основанием. Это главный мост через Гексу, который называют Таш Кепрю (Каменный мост)





Но вообще в городе над рекой Гёксу было построено пять похожих друг на друга больших и два маленьких каменных моста. Мосты очень древние, но выглядят вполне современно, так как постоянно ремонтировались со времени своего основания. 100 лет назад с правой стороны мостов были ворота, состоящие из двух деревянных распахивающихся дверей, которое закрывались на замок в ночное время. В 1870 году при очередном ремонте Таш Кепрю была обнаружена каменная надпись, сделанная во времена постройки моста в 77-78 гг. н.э. Надпись гласит, что мост был заложен римским наместником Киликии Октавиусом Мемором, который построил его в честь императора Веспасиана и двух его сыновей – Тита и Домициана.



Самое высокое место в городе - это акрополь и крепость Селевкии. Мы пошли поближе посмотреть на это место. Первое поселение в Селевкии было на самой вершине холма высотой 185 м. Называлось оно Кокисьон Орос. Дома древнего города были также и на склонах холма и в близлежащей равнине, где сейчас раскинулся большой сосновый парк.



. У подножия холма на маленькой площади есть древняя мечеть, которая названа в честь сельджукского султана Алладина Кейкубата. Площадь очень маленькая, сейчас там в основном ездят машины, а по бокам многочисленные палатки с овощами и фруктами.



. На месте, где сейчас стоит мечеть, с тех пор остались каменные плиты ступеней, которые соединяли заселенную равнину с рекой. Каких-либо других жилых построек древнего города не осталось. В Византийское время, в VII в. на фундаменте старого поселения был построен замок. В правление императора Алексия I в начале XII в. замок был перестроен и его вид с этого времени почти не изменился.



Одно время крепость использовалось армянами. В начале XIII в крепость передали Родосским рыцарям - ордену госпитальеров. Дальше крепость являлась предметом спора между караманскими сельджуками и османами. В 1471 году крепость была присоединена к Османской империи. Вокруг крепости вырыт ров, сама крепость овальной формы с 23-мя смотровыми башнями в виде подков. С востока на запад длина крепости 400 м и ширина 100м. Крепость и сейчас выглядит очень внушительно и неприступно. Она отреставрирована, но только с внешней стороны. Внутри же видно, что никто никогда не занимался наведением порядка и реставрацией. Груды камней, остатки сооружений, цистерн, подсобных помещений и колючки.







Сейчас на вершину холма, к крепости ведет асфальтированная дорога. Сбоку крепости над обрывом раскинулось кафе, где можно посидеть, попить чаю или прохладительных напитков и любоваться красотами, которые открываются взору с такой высоты. Внизу раскинулся весь город и видно, как петляя течет синеводая река, уходя куда-то далеко в горы.





В древнем городе был и эллинистический театр, но от него почти ничего не осталось, только два массивных входа и небольшая площадка сцены. Местные жители давно использовали камни театра для построек своих жилищ.

У подножия горы, на котором расположен замок, находится огромное водохранилище Византийских времен.



Оно было построено на месте древней пещеры. В длину водохранилище составляет почти 46 м, в ширину 23 м и глубину 12 м. Во всех четырех сторон в каменной кладке выложены высокие арочные ниши, в которых выступами из кирпича сделаны отметки для измерения уровня воды. С восточной стороны цистерны вниз ведет винтовая лестница, с 25 каменными ступеньками, в то место, откуда приходит в цистерну вода из текущего там ручья Бахчедере. Вода первоначально попадает с северной стороны в бассейн, где она отдыхает и очищается, а откуда уже потом попадает в главный резервуар.







В городе найдена часть древнего акведука длиной 100м . Это двухэтажное сооружение имеет высоту 10м. Вода из ручья Бехчедере шла по акведуку в район Святилища Азиза Текла.

Вдоль бульвара Инёню сохранились остатки римского храма. Издалека видна единственная смотрящая ввысь колонна. Постройка храма датируется II веком н.э. Храм имел прямоугольную форму. С восточной и южной сторон видно множество оригинальных оснований колонн. Само помещение храма было на подиуме, на который вели ступени. В центре - комната Бога, колонны коринфского стиля должны были окружать ее. По длине храма стояло 14 колонн, по ширине 8, каждая из которой высотой 10 м. От храма сохранился большой кусок фриза, который сейчас хранится в музее Силифке. На этом каменном блоке изображена богиня победы Нике, голова быка и выбитые в камне украшения в виде ваз с фруктами. В V веке византийский писатель Зосим в своей книге "Новая История так написал об истории постройки этого храма. В один год в окрестностях Селевкии развелась саранча, грозя весь урожай на полях. Жители города взмолилась богу Солнца Апполону, прося у него защиты. Апполон услышал их и отправил с моря множество птиц. Птицы склевали всю саранчу, тем самым спасая урожай. В благодарность Богу жители города основали этот храм. Позже, около V в н.э. храм был переделан в христианскую базилику.





Сохранилась и часть античной дороги. Эта дорога использовалась в римское и византийское времена, и шла из Памфилии (Анталия) через горную Киликию в равнинную Киликию (долину Чукурова). На участке перед Селевкией дорога шла по узкому проходу, выбитому среди скал. Между Селевкией и Мемориалом Азиза Текла во времена Средневековья эту дорогу использовали для религиозных церемоний. На территории города несколько древних захоронений. Некоторые расположены в скалах, некоторые на равнине и имеют форму комнат, куда не поступает воздух. В комнату ведет дверь, по бокам которой установлен бюст умершего. Найден также саркофаг, по периметру которого изображены мифологические сцены. Сейчас он хранится в музее г. Адана.

На площади в центре города в 1980 г. были начаты раскопки на участке 30 на 15 м. В этом месте раньше был римский гимназий, построенный в I-II веках. На территории гимназия на глубине 3 м нашли мозаику, две статуи, одна из которого изображает человека в одежде воина, но без головы, вторая - статую императора. Также найдены несколько постаментов, но без статуй. Но сохранились надписи, чьи статуи должны были там стоять. Все скульптуры сейчас хранятся музее Силифке. Музей Силифке находится по дороге в Ташуджу. В 2-х этажном здании музее много экспонатов, найденных во всем районе. Золотые, серебряные, бронзовые предметы, керамика, мраморные бюсты и статуи, капители и части колонн, стелы, саркофаги и каменные плиты с надписями, куски мрамора. Все это можно увидеть в музее.

Одним из памятников сельджукских времен является часовня Тевеккюль Султан. Это захоронение находится около Каменного Моста….



Рядом с Силифке в 1 км от дороги Силифке-Конья есть место, ранее называемое Мериемлик. Это место, из-за которого город стал местом паломничества христиан. Здесь провела последние годы жизни св. Фекла. Это первая женщина - христианка, уверовавшей в единого бога Иисуса Христа и возведенная в ранг святых. В Католической церкви день ее поминовения 23 сентября, в православной 24 сентября. В честь святой первомученицы и равноапостольной Феклы в местечке Мериемлик было построено Святилище Азиза Текла (св. Фекла).

История это святой такова. Бежавший из Антиохии св.Павел вместе с Димасом и Гермогеном пришел в Иконий. Под впечатлением его проповеди некая Фекла, дочь Феоклеи, решила до конца дней оставаться девой и отвергла жениха, с которым была обручена. Раздосадованный юноша обратился к городским властям, обвиняя Павла в волшебстве, и те заключили апостола в темницу. Ночью, подкупив собственного привратника и тюремную стражу, Фекла проникла к Павлу и "слушала, сидя у ног его, о дивных делах Божьих". Обнаружив ее исчезновение, домочадцы начинают поиски и под утро находят девушку в узилище вместе с чужестранцем. Решением иконийского игемона Павел был подвергнут бичеванию и затем изгнан из города, Феклу же по требованию ее матери приговорили к сожжению заживо на сцене городского театра. Но огонь не причинил ей вреда, а внезапно разразившаяся гроза погасила костер. Оказавшись каким-то образом на свободе и розыскав апостола в пустующем придорожном склепе, девушка попросила его совершить над ней обряд крещения. - Потерпи, Фекла, - отвечал Павел, - будет тебе скоро купель. Затем они вместе приходят в Антиохию, где благосклонности Феклы стал настойчиво домогаться некий знатный сириец Александр. Не добившись успеха, он решил действовать через Павла, улещая его подарками и деньгами. Однако Павел сделал вид, будто незнаком с Феклой. Тогда, подкараулив девушку на улице, Александр попытался совершить над ней насилие. Она же, сорвав у него с головы венок и разодрав ему хламиду, криками призывала на помощь куда-то запропастившегося апостола. Сделавшись посмешищем сограждан, Александр начинает мстить. По его доносу Феклу обрекают на растерзание хищным зверям в ближайшие игры. Неправедный суд возмутил всех женщин Антиохии, и, чтобы охранить девушку от надругательств тюремной стражи, принадлежащая к царскому роду антиохийка Трифена поселяет ее в своем доме. Когда же наступило время игр и Феклу привели на арену, огромная львица вместо того, чтобы разорвать ее, стала ласкаться к девушке и до последнего дыхания обороняла ее от других зверей. Лишившись своей защитницы, Фекла, призывая имя Христово, бросилась в устроенный на арене и кишащий тюленями водоем, но, к изумлению зрителей, те тотчас же всплыли замертво. Не причинили Фекле вреда и запущенные в водоем другие, более страшные звери. Не удалось и разорвать ее надвое, привязав к быкам - от раскаленных прутьев, которыми понукали животных, загорелись веревки. В тот момент с царственной Трифеной случился обморок, и игемон в страхе за ее жизнь остановил ристания и освободил "звероборицу". Явленные на арене чудеса заставили Трифену уверовать во Христа. Забрав к себе Феклу, она отписала ей все имущество, но, тоскуя по Павлу, девушка провела в ее доме лишь восемь дней и вновь отправилась на поиски апостола. Повстречав его в Мирах и помолившись вместе с ним, она ушла в родной Иконий, где наставила в слове Божием свою мать Феоклею. А затем, "отойдя в Селевкию и просвятив там многих, сном добрым опочила".

Место, где в пещере жила св. Фекла, стала для христиан Селевкии сакральным центром и местом собраний. В раннехристианские времена они тайно приходили туда и тайно молились, боясь гнева римлян. После того как Константин Великий в начале IV в. сделал христианскую религию незапрещенной и открытой, люди стали приходить сюда смело, не боясь расправы. Жители Селевкии и известные раннехристианские деятели построили на этом месте церковь и еще ряд сакральных построек. Сюда в IV в. приезжал из Каппадокии Святой Григорий, епископ Назианский, один из Отцов Православной Церкви. Здесь в середине V в. жил епископ Василий, который написал книгу о жизни и деяниях св. Феклы. Свой расцвет Мериемлик пережил в V и VI веках, когда он стало местом паломничества христиан со всего мира. Когда в 1190 г во время 3-го крестового похода Фридрих Барбаросса утонул в реке Салеф, сюда приходило множество людей, чтобы в этой церкви помянуть его и читать молитвы.

Выйдя из такси мы огляделись. Это самая окраина города, небольшое количество домов, после которых начинаются засаженные поля. Сама территория святилища лежит как бы на холме. Вся территория, на сколько глаз видит, усыпана обломками, камнями и остатками строений и поросла пожухлой от солнца травой. Мы направились к будке смотрителя. Смотрителем оказалась женщина, она дала нам ключ от подземной церкви и показала куда идти. Мы были единственными посетителями этого места. Шли по протоптанной веками дорожке мимо оставшейся части стены полностью развалившейся церкви. Раньше здесь стояла монументальная церковь св. Феклы, построенная сверху ровно над местом, где под землей находится пещера. Эта большая церковь была построена жителями Селевкии в V в н.э. на месте маленькой церкви. Церковь имела три нефа, центральный неф отделялся от боковых двумя рядами по 15 колонн. На полу была мозаика из камешек белого, черного и красно-золотого цветов. Не смотря на то, что церковь периодически реставрировали в византийские времена, с приходом ислама, по всей видимости, никто не приводил это место в порядок. В настоящее время от нее ничего не осталось, только одиноко возвышается над равниной часть апсиса.





Дорога к входу в пещеру находится с юга от оставшейся части апсиса верхней церкви. И вот выложенный каменными блоками спуск в пещеру. Несколько ступеней вниз, арочный проход закрывает дверь с изображением св. Феклы. Открыв дверь и войдя внутрь, сразу погружаешься в темноту. Немного привыкнув, понимаешь, что в пещере есть светильники.





Пещера достаточно большая. Она была местом сбора первых христиан еще во II в., а в IV в. ее преобразили в подземную церковь. Пройдя немного вперед, попадаешь в центральный неф. Боковые нефы отделены от центрального колоннами дорического стиля. В апсисе центрального нефа за стеклом стоит цветное изображение Св. Феклы. В пещере есть и другие помещения с выровненными стенами и арочными проходами, переделанные в подземные комнатки и залы. А есть комнатки с необработанными пещерными сводами.









Выйдя из подземелья, пошли смотреть, что еще сохранилось с тех давних времен. На территории святилища, немного севернее монументальной церкви есть достаточно хорошо сохранившаяся цистерна. Построена она в начале VI го века н.э.. Цистерна трехсекционная, каждая секция отделяется от соседней колоннами с мощными арочными сводами. Цистерна имеет длину 14 м и ширину 11 м. Некоторые колонны совсем изъедены временем и истончились, есть отреставрированные, но их немного.





На территории святилища сохранились остатки еще 5-ти цистерн, что говорит о том, что все склоны гор и долина была засажена садами, много воды требовалось для их орошения. Вода в эти цистерны попадала из акведука, который шел из ручья Бахчедере в Селевкии.

Есть на территории руины Церкови Обета. Церковь была построена с 476 по 491 г во времена византийского императора Зенона. В результате дворцового переворота он был отстранен от власти и был вынужден скрываться в одном из укрепленных мест в Исаврии. Тогда он дал обет св. Фекле построить в ее честь церковь, если она поможет ему снова получить свой трон. В 477 году Зенон снова был у престола. Церковь Обета известна еще под именем Купольная Церковь. Она стала первой церковью в Анатолии, у которой есть большой купол. Развитие этой купольной архитектуры привело к постройке в 548 г. самого известного храма в мире - св. Софии в Константинополе, построенной в царствование императора Юстиниана. Сейчас от церкви остался только фундамент и часть апсиса с куском барельефа белого мрамора, а также крестообразный бассейн для крещения.

На территории был хамам, состоящий из нескольких полукруглых помещений. Хамам разделялся на три отделения: тепидариум (теплое), кальдариум (горячее) и фригидариум (холодное). Остатки некрополя в виде скальных могил видны в близлежащий скалах. Из Селевкии мы вернулись в Кыз-Калеси, чтоб еще один день просто загорать и купаться. Это был единственный день, когда мы никуда не ездили и просто отдыхали.





Обратный путь был в Адану. В Кыз-Калеси мы купили авиабилеты на рейс Адана-Стамбул. Из Мезитли, что у Мерсина, есть трансфер авиакомпании прямо до аэропорта Аданы. Добраться не составило никаких проблем.


Вот и закончилось наше путешествие. Остались не увиденными несколько интересных мест в районе Силифке. Это древние города Ольба и Диокесария, и монастырь Мут. Дальше по дороге к Аланье хотелось бы посмотреть дикую природу горной Киликии Трахеи, местечко Айдынджик. Ну и крепость Анамур тоже хочется увидеть.

Следующее наше путешествие начнется отсюда, а дальше из Ташуджу нас ждет поездка в Турецкую республику Северного Кипра.


 

 

      Нашли ошибку на странице? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Система Orphus
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Rambler's Top100